Ульяновский моторный завод

Ульяновский моторный завод (УМЗ) входит в дивизион «Легкие коммерческие и легковые автомобили» крупнейшего российского автомобилестроительного холдинга «Группа ГАЗ».

УМЗ - одно из крупных предприятий машиностроительного комплекса России по производству силовых агрегатов различной модификации для грузовых, пассажирских и многоцелевых автомобилей марки «ГАЗ» и «УАЗ».

Основная продукция завода - бензиновые двигатели УМЗ-4216 и EvoTech 2.7, их двухтопливные (газобензиновые) модификации, соответствующие экологическому классу «Евро-4» и «Евро-5» для легких коммерческих автомобилей марки ГАЗ («ГАЗель», «Соболь»).

Самые популярные в России коммерческие автомобили и внедорожники — «ГАЗели» и УАЗы — комплектуются двигателями от Ульяновского моторного завода — знаменитыми УМЗ.

История Ульяновского Моторного Завода началась в далеком 1944 году, однако первый двигатель марки УМЗ был выпущен предприятием только в 1969 году (до этого завод производил разнообразные малолитражные двигатели и детали двигателей) — это был УМЗ-451.
С тех пор моторы марки УМЗ верой и правдой служат на автомобилях повышенной проходимости знаменитых УАЗах и легких грузовиках.

Производство автомобильных двигателей в г. Ульяновске было начато с выпуска двигателей ГАЗ-21А и ЗМЗ-451 с рабочим объемом 2,5 л Заволжского моторного завода. К началу 90-х годов эти двигатели подверглись нескольким этапам модернизации и практически исчерпали свои возможности по повышению энергетических и топливно-экономических характеристик.

В то же время повышение потребительских качеств серийных автомобилей УАЗ в результате их модернизации, разработки и освоения новых моделей на базе УАЗ-3160, УАЗ-3165 привело к необходимости создания двигателей с увеличенным крутящим моментом и повышенной максимальной мощностью.

В этой связи в АО "Волжские моторы" был разработан и с 1996 г. начал производиться серийно двигатель модели 421.10 с рабочим объемом 2,9 л, что позволило поднять крутящий момент и мощность вновь освоенных двигателей до 22,5 кгс*м и 110-112 л. с.

Новый двигатель полностью взаимозаменяем с двигателями рабочим объемом 2,5 л и без каких-либо переделок устанавливается на автомобили прежних выпусков.

С 1998 г. АО "Волжские моторы" поставляет двигатели модели 4215.10 с рабочим объемом 2,9 л на комплектацию ряда модификаций малотоннажных грузовых автомобилей семейства "ГАЗель".

Для удовлетворения возросших требований к снижению токсичности двигателей АО "Волжские моторы" в 1999-2000 гг. приступило к выпуску двигателей модели 4213.10 с рабочим объемом 2,9 л, впрыском бензина и микропроцессорным управлением топливоподачей и зажиганием, которые устанавливаются на автомобили семейства УАЗ-3160.

Модельный ряд

Двигатели УМЗ — это две линейки моторов, разработанных для установки на автомобили «ГАЗель», «Соболь» и УАЗ.

Для автомобилей УАЗ выпускаются следующие модели двигателей:

- УМЗ-421;
- УМЗ-4213;
- УМЗ-4218;
- УМЗ-4178.

Для автомобилей «ГАЗель» выпускаются следующие модели двигателей:

- УМЗ-4215;
- УМЗ-4216;
- УМЗ-42161;
- УМЗ-42164 «Евро-4»;
- УМЗ-421647 «Евро-4»;
- УМЗ-42167.

Большинство двигателей УМЗ выпускается в нескольких модификациях, отличающихся комплектацией, мощностью и некоторыми параметрами. На сегодняшний день УМЗ снял с производства все двигатели, работающие на 80-м бензине, сейчас выпускаются бензиновые двигатели под бензин АИ-92 и АИ-95, а также битопливные под бензин и газ.

Нужно отдельно сказать о каждом из двигателей.

УМЗ-421. Выпускается только одна модификация. Бензиновый карбюраторный двигатель мощностью 98 л.с., диафрагменное сцепление, шкив ГУР. Экологический класс «Евро-0», работает на бензине АИ-92.

УМЗ-4213. Бензиновый инжекторный двигатель мощностью 110, 115 и 117 л.с. Выпускается в шести модификациях для легковых и грузовых УАЗов. Некоторые модификации оборудованы шкивом ГУР, штуцером отопления и краном ВС-15, все имеют диафрагменное сцепление. Работают на бензине марок АИ-92 и АИ-95.

УМЗ-4218. Бензиновый карбюраторный двигатель мощностью 89-103 л.с. Выпускается в трех модификациях, в том числе модификация без навесного оборудования (на рынке встречаются еще три модификации, снятые с производства в 2011 году). Диафрагменное и рычажное сцепление, работают на 92-м бензине (ранние модификации — на АИ-80).

УМЗ-4178. Бензиновый карбюраторный двигатель мощностью 82 л.с. класса «Евро-0». Выпускается в двух модификациях, в том числе модификация без навесного оборудования (также на рынке можно найти две ранние модификации, выпускавшиеся до 2011 года). Рычажное сцепление. Работает на 92-м и 95-м бензине (ранние модификации работают на АИ-80).

УМЗ-4215. Бензиновый карбюраторный двигатель мощностью 89-96 л.с., класса «Евро-0». Выпускается в двух модификациях, в том числе без навесного оборудования. Также в продаже есть ранние модификации, снятые с производства в 2011 году. Диафрагменное сцепление. Работает на АИ-92, ранние модификации — на АИ-80, АИ-92 и АИ-95.

УМЗ-4216 Инжекторный бензиновый двигатель мощностью 107 л.с. класса «Евро-3». Выпускается 14 модификаций для автомобилей «ГАЗель» и «Соболь» со старой и новой рамой. В модельном ряду присутствуют моторы с компрессором и без, со шкивом ГУР, со штуцером предпускового подогревателя, с компонентами Delphi и т.д. Под 92-й и 95-й бензин.

УМЗ-42161. Бензиновый инжекторный двигатель мощностью 120 л.с. класса «Евро-3». Одна модификация для установки на старые модификации автомобилей «ГАЗель Эконом». Для работы на бензине АИ-92.

УМЗ-42164. Бензиновый инжекторный двигатель мощностью 107 л.с. класса «Евро-4». Выпускается в четырех модификациях, три из которых оборудованы компрессором и кронштейном под ГУР, а также комплектуются зарубежными компонентами Delphi.

УМЗ-421647. Новый газобензиновый инжекторный двигатель мощностью 100 л.с. класса «Евро-4». Выпускается в трех модификациях, в том числе две с компрессорами. Все двигатели оборудованы ГБО, кронштейнами под ГУР, поликлиновым приводом и укомплектованы компонентами Delphi.

УМЗ-42167. Газобензиновый инжекторный двигатель мощностью 99 л.с. класса «Евро-3». Выпускается три модификации: две для «ГАЗелей» и одна для «Соболя». Все моторы оборудованы кронштейном под ГУР, одна модификация имеет поликлиновый привод. Под бензин марок АИ-92 и АИ-95.


Базовой моделью двигателя с рабочим объемом 2,9 л является двигатель 421.10 со степенью сжатия 7,0 (для работы на бензине А-76), с настроенной системой выпуска отработавших газов, с карбюраторной системой топливоподачи, в общеклиматическом исполнении (условия эксплуатации от минус 50 °С до плюс 50 °С и относительной влажностью воздуха до 98% при плюс 25 °С).

Производство двигателей с рабочим объемом 2,9 л было начато с модификации 4218.10, которая отличается от базовой модели только системой ненастроенного выпуска, что упростило задачу установки этих двигателей на серийные автомобили УАЗ, в особенности, на автомобили с кузовом вагонного типа и ускорило их внедрение в серийное производство.

В настоящее время завод выпускает широкую гамму этих двигателей.


В таблице 1.1 приведены основные модификации двигателей, выпускаемых АО "Волжские моторы", а также сведения по применению их на различных моделях автомобилей.

Модель, модификация Вариант исполнения Отличительные особенности Применяемость
421.10 421.10-30, 42107.10-30 Степень сжатия 8,2, настроенная система выпуска, диафрагменное сцепление Грузопассажирские автомобили семейства УАЗ-3160
4213.10 Впрыск бензина, степень сжатия 8,2, настроенная система выпуска, диафрагменное сцепление Грузопассажирские автомобили семейства УАЗ-3160
4215.10 4215.10-10, 42157.10-10 Степень сжатия 7,0, настроенная система выпуска, автономный привод вентилятора, диафрагменное сцепление Автомобили семейства "ГАЗель"
4215.10-30, 42157.10-30 Степень сжатия 8,2, настроенная система выпуска, автономный привод вентилятора, диафрагменное сцепление, клапан рециркуляции отработавших газов
4218.10 4218.10-01, 42187.10-01 Степень сжатия 7,0, ненастроенная система выпуска, шкив привода гидроусилителя рулевого механизма Автомобили следующих модификций: 3153, 33036, 39094, 31519, 39099, 22069
4218.10-10, 42187.10-10 Степень сжатия 8,2, ненастроенная система выпуска
4218.10-05, 42187.10-05 Степень сжатия 7,0, ненастроенная система выпуска, шкив привода гидроусилителя рулевого механизма, диафрагменное сцепление
4178.10 4178.10-01 Степень сжатия 7,0, ненастроенная система выпуска Все модели и модификации автомобилей УАЗ, кроме УАЗ-3153 и автомобилей семейства 3160
4178.10-32 Степень сжатия 7,0, ненастроенная система выпуска, карбюратор ОАО "ДААЗ"

В таблице приведена краткая техническая характеристика модификаций двигателей и вариантов исполнений, которые преимущественно поставляются на комплектацию автомобилей УАЗ и "ГАЗель"

Показатели 421.10-30 4218.10 4215.10-30 / 4215.10-10 4213.10 4178.10 420.10
Число и расположение цилиндров Четыре, рядное
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм (рабочий объем, л) 100x92 (2,9) 92x92 (2,5)
Степень сжатия 8,2 7,0 8,2 / 7,0 8,2 7,0 8,2
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Максимальная мощность в комплектации "БРУТТО" (по ГОСТ 14846-81 - без глушителя и вентилятора, с воздушным фильтром) при номинальной частоте вращения 4000 мин-1, кВт (л. с.) 82,4 (112) 72 (98) 81 (110) / 76 (103) 84,5 (115) 67,6 (92) 75 (102)
Максимальный крутящий момент в комплектации "БРУТТО", Н*м (кгс*м) 221 (22,5) 201 (20,5) 221 (22,5) / 201 (20,5) 221 (22,5) 171,6 (17,5) 186,2 (19)
Частота вращения, соответствующая максимальному крутящему моменту, мин-1 2200 - 2500 2000 2200 - 2500 2000
Минимальный удельный расход топлива по внешней скоростной характеристике, не более, г/кВт-ч (г/л. с.-ч) 292 (215) 306 (225) 292 (215) / 299 (220) 279 (205) 292 (215) 278,8 (205)
Расход масла на угар в % от расхода топлива (после пробега автомобиля 5000 км), не более 0,3 0,35 0,3
Система питания топливом Карбюраторная Впрыск Карб. Впрыск
Система смазки Комбинированная: под давлением и разбрызгиванием
Емкость системы смазки, без емкости масляного радиатора, л 5,8
Система вентиляции картера Закрытая, принудительная, с регулятором разряжения в картере
Система охлаждения Жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости
Емкость системы охлаждения без емкости радиатора охлаждения, л 3,5
Система выпуска отработавших газов Настроенная Ненастроенная Настроенная Ненастроенная Ненастроенная Настроенна
Масса незаправленного двигателя в комплектации с электрооборудованием и сцеплением, не более, кг 165 165 172 170 166 170

Маркировка (идентификационный номер) двигателей наносится на специальной площадке, расположенной на блоке цилиндров с левой стороны.

Маркировка включает в себя две части, разделенные звездочкой: описательная, состоящая из шести знаков, и указательная, состоящая из восьми знаков (цифр и букв латинского алфавита).

В описательной части первые три цифры (421) обозначают индекс базовой модели, четвертая цифра - индекс модификации (при отсутствии ставится ноль). Пятый знак - цифры, обозначающие климатическое исполнение (0 - общеклиматическое исполнение, 1 - северное, 7 - тропическое) или буквы (С - степень сжатия 8,2, общеклиматическое исполнение; Т-степень сжатия 8,2, тропическое исполнение). На последнем месте ставится ноль или буквы, обозна- чающие: А - диафрагменное сцепление, Р - клапан рециркуляции. Указательная часть состоит из восьми знаков. Первый знак (буква латинского алфавита или цифра) обозначает год выпуска двигателя.

Приняты следующие обозначения:

  • 1997 г. - V;
  • 1998 г. - W;
  • 1999 г. - X;
  • 2000 г. - Y;
  • 2001 г. - 1;
  • 2001 г. - 2;
  • 2003 г. - 3;
  • ...
  • 2009 г. - 9;
  • 2010 г. - A;
  • 2011 г. - B и т. д.

Вторая и третья цифры указательной части обозначают месяц выпуска; последние пять цифр обозначают порядковый номер двигател с начала месяца.

Пример маркировки двигателя 421.10 со степенью сжатия 7.0, в тропическом исполнении, с диафрагменным сцеплением, изготовленного в декабре 1999 г:

* 42107A * X1209999 *