Каталог двигателей ОАО "Ульяновский моторный завод" /двигатели УМЗ/

ОАО "Ульяновский моторный завод"

Открытое акционерное общество "Волжские моторы "(до 27.07.92 г. - Ульяновский моторный завод) специализируется на выпуске четырехцилиндровых бензиновых двигателей для автомобилей УАЗ.

Производство автомобильных двигателей в г. Ульяновске было начато в 1970 г. с выпуска двигателей ГАЗ-21А и ЗМЗ-451 с рабочим объемом 2,5 л Заволжского моторного завода. К началу 90-х годов эти двигатели подверглись нескольким этапам модернизации и практически исчерпали свои возможности по повышению энергетических и топливно-экономических характеристик.

В то же время повышение потребительских качеств серийных автомобилей УАЗ в результате их модернизации, разработки и освоения новых моделей на базе УАЗ-3160, УАЗ-3165 привело к необходимости создания двигателей с увеличенным крутящим моментом и повышенной максимальной мощностью.

В этой связи в АО "Волжские моторы" был разработан и с 1996 г. начал производиться серийно двигатель модели 421.10 с рабочим объемом 2,9 л, что позволило поднять крутящий момент и мощность вновь освоенных двигателей до 22,5 кгс*м и 110-112 л. с.

Новый двигатель полностью взаимозаменяем с двигателями рабочим объемом 2,5 л и без каких-либо переделок устанавливается на автомобили прежних выпусков.

С 1998 г. АО "Волжские моторы" поставляет двигатели модели 4215.10 с рабочим объемом 2,9 л на комплектацию ряда модификаций малотоннажных грузовых автомобилей семейства "ГАЗель".

Для удовлетворения возросших требований к снижению токсичности двигателей АО "Волжские моторы" в 1999-2000 гг. приступило к выпуску двигателей модели 4213.10 с рабочим объемом 2,9 л, впрыском бензина и микропроцессорным управлением топливоподачей и зажиганием, которые устанавливаются на автомобили семейства УАЗ-3160.

В настоящее время доля выпуска двигателей различных модификаций с рабочим объемом 2,9 л в общем объеме производства двигателей в АО "Волжские моторы" превышает 50%. В ближайшие годы планируется дальнейшее наращивание производства указанных двигателей.

Вместе с тем продолжает совершенствоваться и конструкция двигателей с рабочим объемом 2,5 л модели 417.10 (наиболее массовая модификация - 4178.10). В 2000 году система охлаждения этих двигателеи унифицирована с двигателем модели 421.10, на часть двигателей устанавливается карбюратор, разработанный в ОАО "Димитровградский автоагрегатный завод" (ОАО "ДААЗ") на базе карбюратора автомобиля "ОКА" и обеспечивающий более стабильные характеристики двигателя.

Базовой моделью двигателя с рабочим объемом 2,9 л является двигатель 421.10 со степенью сжатия 7,0 (для работы на бензине А-76), с настроенной системой выпуска отработавших газов, с карбюраторной системой топливоподачи, в общеклиматическом исполнении (условия эксплуатации от минус 50 °С до плюс 50 °С и относительной влажностью воздуха до 98% при плюс 25 °С).
Производство двигателей с рабочим объемом 2,9 л было начато с модификации 4218.10, которая отличается от базовой модели только системой ненастроенного выпуска, что упростило задачу установки этих двигателей на серийные автомобили УАЗ, в особенности, на автомобили с кузовом вагонного типа и ускорило их внедрение в серийное производство.
В настоящее время завод выпускает широкую гамму этихдвигателей.
Из двигателей с рабочим объемом 2,5 л наибольший выпуск приходится на модификацию 4178.10.

В таблице 1.1 приведены основные модификации двигателей, выпускаемых АО "Волжские моторы", а также сведения по применению их на различных моделях автомобилей.
Модель, модификация Вариант исполнения Отличительные особенности Применяемость
421.10 421.10-30, 42107.10-30 Степень сжатия 8,2, настроенная система выпуска, диафрагменное сцепление Грузопассажирские автомобили семейства УАЗ-3160
4213.10 Впрыск бензина, степень сжатия 8,2, настроенная система выпуска, диафрагменное сцепление Грузопассажирские автомобили семейства УАЗ-3160
4215.10 4215.10-10, 42157.10-10 Степень сжатия 7,0, настроенная система выпуска, автономный привод вентилятора, диафрагменное сцепление Автомобили семейства "ГАЗель"
4215.10-30, 42157.10-30 Степень сжатия 8,2, настроенная система выпуска, автономный привод вентилятора, диафрагменное сцепление, клапан рециркуляции отработавших газов
4218.10 4218.10-01, 42187.10-01 Степень сжатия 7,0, ненастроенная система выпуска, шкив привода гидроусилителя рулевого механизма Автомобили следующих модификций: 3153, 33036, 39094, 31519, 39099, 22069
4218.10-10, 42187.10-10 Степень сжатия 8,2, ненастроенная система выпуска
4218.10-05, 42187.10-05 Степень сжатия 7,0, ненастроенная система выпуска, шкив привода гидроусилителя рулевого механизма, диафрагменное сцепление
4178.10 4178.10-01 Степень сжатия 7,0, ненастроенная система выпуска Все модели и модификации автомобилей УАЗ, кроме УАЗ-3153 и автомобилей семейства 3160
4178.10-52 Степень сжатия 7,0, ненастроенная система выпуска, карбюратор ОАО "ДААЗ"

В таблице приведена краткая техническая характеристика модификаций двигателей и вариантов исполнений, которые преимущественно поставляются на комплектацию автомобилей УАЗ и "ГАЗель"

Показатели 421.10-30 4218.10 4215.10-30 / 4215.10-10 4213.10 4178.10 420.10
Число и расположение цилиндров Четыре, рядное
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм (рабочий объем, л) 100x92 (2,9) 92x92 (2,5)
Степень сжатия 8,2 7,0 8,2 / 7,0 8,2 7,0 8,2
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Максимальная мощность в комплектации "БРУТТО" (по ГОСТ 14846-81 - без глушителя и вентилятора, с воздушным фильтром) при номинальной частоте вращения 4000 мин-1, кВт (л. с.) 82,4 (112) 72 (98) 81 (110) / 76 (103) 84,5 (115) 67,6 (92) 75 (102)
Максимальный крутящий момент в комплектации "БРУТТО", Н*м (кгс*м) 221 (22,5) 201 (20,5) 221 (22,5) / 201 (20,5) 221 (22,5) 171,6 (17,5) 186,2 (19)
Частота вращения, соответствующая максимальному крутящему моменту, мин-1 2200 - 2500 2000 2200 - 2500 2000
Минимальный удельный расход топлива по внешней скоростной характеристике, не более, г/кВт-ч (г/л. с.-ч) 292 (215) 306 (225) 292 (215) / 299 (220) 279 (205) 292 (215) 278,8 (205)
Расход масла на угар в % от расхода топлива (после пробега автомобиля 5000 км), не более 0,3 0,35 0,3
Система питания топливом Карбюраторная Впрыск Карб. Впрыск
Система смазки Комбинированная: под давлением и разбрызгиванием
Емкость системы смазки, без емкости масляного радиатора, л 5,8
Система вентиляции картера Закрытая, принудительная, с регулятором разряжения в картере
Система охлаждения Жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости
Емкость системы охлаждения без емкости радиатора охлаждения, л 3,5
Система выпуска отработавших газов Настроенная Ненастроенная Настроенная Ненастроенная Ненастроенная Настроенна
Масса незаправленного двигателя в комплектации с электрооборудованием и сцеплением, не более, кг 165 165 172 170 166 170

Маркировка (идентификационный номер) двигателей наносится на специальной площадке, расположенной на блоке цилиндров с левой стороны.

Маркировка включает в себя две части, разделенные звездочкой: описательная, состоящая из шести знаков, и указательная, состоящая из восьми знаков (цифр и букв латинского алфавита).

В описательной части первые три цифры (421) обозначают индекс базовой модели, четвертая цифра - индекс модификации (при отсутствии ставится ноль). Пятый знак - цифры, обозначающие климатическое исполнение (0 - общеклиматическое исполнение, 1 - северное, 7 - тропическое) или буквы (С - степень сжатия 8,2, общеклиматическое исполнение; Т-степень сжатия 8,2, тропическое исполнение). На последнем месте ставится ноль или буквы, обозна- чающие: А - диафрагменное сцепление, Р - клапан рециркуляции. Указательная часть состоит из восьми знаков. Первый знак (буква латинского алфавита или цифра) обозначает год выпуска двигателя.

Приняты следующие обозначения:

  • 1997 г. - V;
  • 1998 г. - W;
  • 1999 г. - X;
  • 2000 г. - Y;
  • 2001 г. - 1;
  • 2001 г. - 2;
  • 2003 г. - 3;
  • ...
  • 2009 г. - 9;
  • 2010 г. - A;
  • 2011 г. - B и т. д.

Вторая и третья цифры указательной части обозначают месяц выпуска; последние пять цифр обозначают порядковый номер двигател с начала месяца.

Пример маркировки двигателя 421.10 со степенью сжатия 7.0, в тропическом исполнении, с диафрагменным сцеплением, изготовленного в декабре 1999 г:

* 42107A * X1209999 *

Полезная информация по теме:
Прайс двигатели УМЗ /полный перечень/
Двигатели УМЗ со склада в Москве