- Главная
- Ульяновский моторный завод
Ульяновский моторный завод
Ульяновский моторный завод (УМЗ) входит в дивизион «Легкие коммерческие и легковые автомобили» крупнейшего российского автомобилестроительного холдинга «Группа ГАЗ».
УМЗ - одно из крупных предприятий машиностроительного комплекса России по производству силовых агрегатов различной модификации для грузовых, пассажирских и многоцелевых автомобилей марки «ГАЗ» и «УАЗ».
Основная продукция завода - бензиновые двигатели УМЗ-4216 и EvoTech 2.7, их двухтопливные (газобензиновые) модификации, соответствующие экологическому классу «Евро-4» и «Евро-5» для легких коммерческих автомобилей марки ГАЗ («ГАЗель», «Соболь»).
Самые популярные в России коммерческие автомобили и внедорожники — «ГАЗели» и УАЗы — комплектуются двигателями от Ульяновского моторного завода — знаменитыми УМЗ.
История Ульяновского Моторного Завода началась в далеком 1944 году, однако первый двигатель марки УМЗ был выпущен предприятием только в 1969 году (до этого завод производил разнообразные малолитражные двигатели и детали двигателей) — это был УМЗ-451.
С тех пор моторы марки УМЗ верой и правдой служат на автомобилях повышенной проходимости знаменитых УАЗах и легких грузовиках.
Производство автомобильных двигателей в г. Ульяновске было начато с выпуска двигателей ГАЗ-21А и ЗМЗ-451 с рабочим объемом 2,5 л Заволжского моторного завода. К началу 90-х годов эти двигатели подверглись нескольким этапам модернизации и практически исчерпали свои возможности по повышению энергетических и топливно-экономических характеристик.
В то же время повышение потребительских качеств серийных автомобилей УАЗ в результате их модернизации, разработки и освоения новых моделей на базе УАЗ-3160, УАЗ-3165 привело к необходимости создания двигателей с увеличенным крутящим моментом и повышенной максимальной мощностью.
В этой связи в АО "Волжские моторы" был разработан и с 1996 г. начал производиться серийно двигатель модели 421.10 с рабочим объемом 2,9 л, что позволило поднять крутящий момент и мощность вновь освоенных двигателей до 22,5 кгс*м и 110-112 л. с.
Новый двигатель полностью взаимозаменяем с двигателями рабочим объемом 2,5 л и без каких-либо переделок устанавливается на автомобили прежних выпусков.
С 1998 г. АО "Волжские моторы" поставляет двигатели модели 4215.10 с рабочим объемом 2,9 л на комплектацию ряда модификаций малотоннажных грузовых автомобилей семейства "ГАЗель".
Для удовлетворения возросших требований к снижению токсичности двигателей АО "Волжские моторы" в 1999-2000 гг. приступило к выпуску двигателей модели 4213.10 с рабочим объемом 2,9 л, впрыском бензина и микропроцессорным управлением топливоподачей и зажиганием, которые устанавливаются на автомобили семейства УАЗ-3160.
Модельный ряд двигателей:
Двигатели УМЗ — это две линейки моторов, разработанных для установки на автомобили «ГАЗель», «Соболь» и УАЗ.
Для автомобилей УАЗ выпускаются следующие модели двигателей:
- УМЗ-4178;
- УМЗ-421;
- УМЗ-4218;
- УМЗ-4213;
- УМЗ-4213 "УАЗ-3160";
- УМЗ-4213 "ЕВРО-3".
Для автомобилей «ГАЗель» выпускаются следующие модели двигателей:
- УМЗ-4215;
- УМЗ-4216;
- УМЗ-4216-41;
- УМЗ-4216-70;
- УМЗ-42164 «Евро-4»;
- УМЗ-42164-70;
- УМЗ-42164-80;
- УМЗ-421647 «Евро-4»;
- А274 EvoTech 2.7;
- А275 EvoTech;
- А2755 EvoTech;
Большинство двигателей УМЗ выпускается в нескольких модификациях, отличающихся комплектацией, мощностью и некоторыми параметрами. На сегодняшний день УМЗ снял с производства все двигатели, работающие на 80-м бензине, сейчас выпускаются бензиновые двигатели под бензин АИ-92 и АИ-95, а также битопливные под бензин и газ.
Нужно отдельно сказать о каждом из двигателей.
УМЗ-421. Выпускается только одна модификация. Бензиновый карбюраторный двигатель мощностью 98 л.с., диафрагменное сцепление, шкив ГУР. Экологический класс «Евро-0», работает на бензине АИ-92.
УМЗ-4213. Бензиновый инжекторный двигатель мощностью 110, 115 и 117 л.с. Выпускается в шести модификациях для легковых и грузовых УАЗов. Некоторые модификации оборудованы шкивом ГУР, штуцером отопления и краном ВС-15, все имеют диафрагменное сцепление. Работают на бензине марок АИ-92 и АИ-95.
УМЗ-4218. Бензиновый карбюраторный двигатель мощностью 89-103 л.с. Выпускается в трех модификациях, в том числе модификация без навесного оборудования (на рынке встречаются еще три модификации, снятые с производства в 2011 году). Диафрагменное и рычажное сцепление, работают на 92-м бензине (ранние модификации — на АИ-80).
УМЗ-4178. Бензиновый карбюраторный двигатель мощностью 82 л.с. класса «Евро-0». Выпускается в двух модификациях, в том числе модификация без навесного оборудования (также на рынке можно найти две ранние модификации, выпускавшиеся до 2011 года). Рычажное сцепление. Работает на 92-м и 95-м бензине (ранние модификации работают на АИ-80).
УМЗ-4215. Бензиновый, карбюраторный двигатель мощностью 89-96 л.с., класса «Евро-0». Выпускается в двух модификациях, в том числе без навесного оборудования. Также в продаже есть ранние модификации, снятые с производства в 2011 году. Диафрагменное сцепление. Работает на АИ-92, ранние модификации — на АИ-80, АИ-92 и АИ-95.
УМЗ-4216 Инжекторный, бензиновый двигатель мощностью 107 л.с. класса «Евро-3». Выпускается 14 модификаций для автомобилей «ГАЗель» и «Соболь» со старой и новой рамой. В модельном ряду присутствуют моторы с компрессором и без, со шкивом ГУР, со штуцером предпускового подогревателя, с компонентами Delphi и т.д. Под 92-й и 95-й бензин.
УМЗ-42161. Бензиновый, инжекторный двигатель мощностью 120 л.с. класса «Евро-3». Одна модификация для установки на старые модификации автомобилей «ГАЗель Эконом». Для работы на бензине АИ-92.
УМЗ-42164. Бензиновый, инжекторный двигатель мощностью 107 л.с. класса «Евро-4». Выпускается в четырех модификациях, три из которых оборудованы компрессором и кронштейном под ГУР, а также комплектуются зарубежными компонентами Delphi.
УМЗ-421647. Газобензиновый, инжекторный двигатель мощностью 100 л.с. класса «Евро-4». Выпускается в трех модификациях, в том числе две с компрессорами. Все двигатели оборудованы ГБО, кронштейнами под ГУР, поликлиновым приводом и укомплектованы компонентами Delphi.
УМЗ-42167. Газобензиновый, инжекторный двигатель мощностью 99 л.с. класса «Евро-3». Выпускается три модификации: две для «ГАЗелей» и одна для «Соболя». Все моторы оборудованы кронштейном под ГУР, одна модификация имеет поликлиновый привод. Под бензин марок АИ-92 и АИ-95.
А274 EvoTech 2.7 Бензиновый, с комплексной микропроцессорной системой управления, впрыском топлива и зажиганием в сборе, рабочий объем 2,7 л. Это хорошо им знакомый УМЗ-4216. Внешних отличий минимум, только пластмассовая крышка ГБЦ и ресивер. На самом деле, почти все детали были переработаны, либо заменены на импортные.Cовместная разработка «Группы ГАЗ» и одной из ведущих международных компаний по инжинирингу силовых агрегатов Tenergy (Южная Корея). Но в целом конструкция не изменилась.
А275 EvoTech. Бензиновый, с комплексной микропроцессорной системой управления впрыском топлива и зажиганием в сборе, рабочий объем 2,7 л. Мотор уровня Евро-5.
А2755 EvoTech. Газобензиновый, с комплексной микропроцессорной системой управления впрыском топлива и зажиганием в сборе, рабочий объем 2,7 л. Основное отличие движков в том, что А2755 адаптированный для основного использования газа. Битопливный мотор уровня Евро-5.
А3055 Двигатель Evotech 3.0. Двухтопливный 4-тактный с искровым зажиганием, рабочий объем 2,984 л. Максимальная мощность, кВт/л.с.: бензин – 89,7/122;КПГ – 78,5/106,8. Максимальный крутящий момент, Н.м .: бензин – 250; КПГ – 220. Битопливный мотор уровня Евро-5.
Базовой моделью двигателя с рабочим объемом 2,9 л является двигатель 421.10 со степенью сжатия 7,0 (для работы на бензине А-76), с настроенной системой выпуска отработавших газов, с карбюраторной системой топливоподачи, в общеклиматическом исполнении (условия эксплуатации от минус 50 °С до плюс 50 °С и относительной влажностью воздуха до 98% при плюс 25 °С).
Производство двигателей с рабочим объемом 2,9 л было начато с модификации 4218.10, которая отличается от базовой модели только системой ненастроенного выпуска, что упростило задачу установки этих двигателей на серийные автомобили УАЗ, в особенности, на автомобили с кузовом вагонного типа и ускорило их внедрение в серийное производство.
В настоящее время завод выпускает широкую гамму этих двигателей.
В таблице ниже приведены основные модификации двигателей, выпускаемых АО "Волжские моторы", а также сведения по применению их на различных моделях автомобилей.
Модель, модификация | Вариант исполнения | Отличительные особенности | Применяемость |
---|---|---|---|
421.10 | 421.10-30 | Степень сжатия 8,2, настроенная система выпуска, диафрагменное сцепление | Грузопассажирские автомобили семейства УАЗ-3160 |
4213.10 | Впрыск бензина, степень сжатия 8,2, настроенная система выпуска, диафрагменное сцепление | Грузопассажирские автомобили семейства УАЗ-3160 | |
4215.10 | 4215.10-10 | Степень сжатия 7,0, настроенная система выпуска, автономный привод вентилятора, диафрагменное сцепление | Автомобили семейства "ГАЗель" |
4215.10-30 | Степень сжатия 8,2, настроенная система выпуска, автономный привод вентилятора, диафрагменное сцепление, клапан рециркуляции отработавших газов | ||
4218.10 | Автомобили следующих модификций: 3153, 33036, 39094, 31519, 39099, 22069 | ||
4218.10-10 | Степень сжатия 7,0, ненастроенная система выпуска, рычажное сцепление | ||
4218.10-30 | Степень сжатия 7,0, ненастроенная система выпуска, шкив привода гидроусилителя рулевого механизма, диафрагменное сцепление | ||
4178.10 | 4178.10-01 | Степень сжатия 7,0, ненастроенная система выпуска | Все модели и модификации автомобилей УАЗ, кроме УАЗ-3153 и автомобилей семейства 3160 |
4178.10-32 | Степень сжатия 7,0, ненастроенная система выпуска, карбюратор ОАО "ДААЗ" |
Техническая характеристика двигателей
В таблице приведена краткая техническая характеристика модификаций двигателей и вариантов исполнений, которые преимущественно поставляются на комплектацию автомобилей УАЗ и "ГАЗель"
Показатели | 421.10-30 | 4218.10 | 4215.10-30 / 4215.10-10 | 4213.10 | 4178.10 | 420.10 |
---|---|---|---|---|---|---|
Число и расположение цилиндров | Четыре, рядное | |||||
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм (рабочий объем, л) | 100x92 (2,9) | 92x92 (2,5) | ||||
Степень сжатия | 8,2 | 7,0 | 8,2 / 7,0 | 8,2 | 7,0 | 8,2 |
Порядок работы цилиндров | 1-2-4-3 | |||||
Максимальная мощность в комплектации "БРУТТО" (по ГОСТ 14846-81 - без глушителя и вентилятора, с воздушным фильтром) при номинальной частоте вращения 4000 мин-1, кВт (л. с.) | 82,4 (112) | 72 (98) | 81 (110) / 76 (103) | 84,5 (115) | 67,6 (92) | 75 (102) |
Максимальный крутящий момент в комплектации "БРУТТО", Н*м (кгс*м) | 221 (22,5) | 201 (20,5) | 221 (22,5) / 201 (20,5) | 221 (22,5) | 171,6 (17,5) | 186,2 (19) |
Частота вращения, соответствующая максимальному крутящему моменту, мин-1 | 2200 - 2500 | 2000 | 2200 - 2500 | 2000 | ||
Минимальный удельный расход топлива по внешней скоростной характеристике, не более, г/кВт-ч (г/л. с.-ч) | 292 (215) | 306 (225) | 292 (215) / 299 (220) | 279 (205) | 292 (215) | 278,8 (205) |
Расход масла на угар в % от расхода топлива (после пробега автомобиля 5000 км), не более | 0,3 | 0,35 | 0,3 | |||
Система питания топливом | Карбюраторная | Впрыск | Карб. | Впрыск | ||
Система смазки | Комбинированная: под давлением и разбрызгиванием | |||||
Емкость системы смазки, без емкости масляного радиатора, л | 5,8 | |||||
Система вентиляции картера | Закрытая, принудительная, с регулятором разряжения в картере | |||||
Система охлаждения | Жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости | |||||
Емкость системы охлаждения без емкости радиатора охлаждения, л | 3,5 | |||||
Система выпуска отработавших газов | Настроенная | Ненастроенная | Настроенная | Ненастроенная | Ненастроенная | Настроенна |
Масса незаправленного двигателя в комплектации с электрооборудованием и сцеплением, не более, кг | 165 | 165 | 172 | 170 | 166 | 170 |
Маркировка двигателей
Маркировка (идентификационный номер) двигателей наносится на специальной площадке, расположенной на блоке цилиндров с левой стороны.
Маркировка включает в себя две части, разделенные звездочкой: описательная, состоящая из шести знаков, и указательная, состоящая из восьми знаков (цифр и букв латинского алфавита).
В описательной части первые три цифры (421) обозначают индекс базовой модели, четвертая цифра - индекс модификации (при отсутствии ставится ноль). Пятый знак - цифры, обозначающие климатическое исполнение (0 - общеклиматическое исполнение, 1 - северное, 7 - тропическое) или буквы (С - степень сжатия 8,2, общеклиматическое исполнение; Т-степень сжатия 8,2, тропическое исполнение). На последнем месте ставится ноль или буквы, обозна- чающие: А - диафрагменное сцепление, Р - клапан рециркуляции. Указательная часть состоит из восьми знаков. Первый знак (буква латинского алфавита или цифра) обозначает год выпуска двигателя.
Приняты следующие обозначения:
- 1997 г. - V;
- 1998 г. - W;
- 1999 г. - X;
- 2000 г. - Y;
- 2001 г. - 1;
- 2001 г. - 2;
- 2003 г. - 3;
- ...
- 2009 г. - 9;
- 2010 г. - A;
- 2011 г. - B и т. д.
Вторая и третья цифры указательной части обозначают месяц выпуска; последние пять цифр обозначают порядковый номер двигател с начала месяца.
Пример маркировки двигателя 421.10 со степенью сжатия 7.0, в тропическом исполнении, с диафрагменным сцеплением, изготовленного в декабре 1999 г:
* 42107A * X1209999 *